Сто лікарів пропонують сто шляхів
до єдиного храму здоров'я
Східна мудрість

Реабілітація в грудному віці

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОЛОВЫ  

Исходное положение лежа на спине 

1. И.П. лежа на спине: при помощи погремушки, яркой игрушки или щелкания пальцем стимулировать повороты глазами и головой влево-вправо,  круговые движения по часовой стрелке и против, сгибание и разгибание головы.

2. То же, но с подложенным под плечевой пояс валиком.

3. И. п. лежа на спине в позе «эмбриона» (ноги согнуты и прижаты к животу, руки скрещены на груди или вокруг коленей): плечевой пояс ребенка приподнимается руками методиста и выносится впе­ред — стимулируется подъем ребенком головы.

4. И. п. лежа на спине: ребенка слегка подтягивают за плечи — создаются условия для подъема головы.

5. То же, но тягу производить за предплечья или кисти — это спо­собствует подъему головы и затем туловища.

6. И. п. лежа на спине, ноги согнуты и разведены, кисти ребенка прижаты (прихвачены) к одноименным лодыжкам — вызывается подъем головы.

7. То же, но с покачиванием ребенка в данном положении вперед-назад (типа качалки).

8. И. п. лежа на спине, ноги ребенка прижаты ладонью методиста в районе коленного сустава, другой рукой захватывается кисть ре­бенка и выполняется тяга вперед — вверх — стимулируется подьем-поворот головы.

9. И. п. лежа на спине, ноги ребенка прижаты предплечьями мето­диста, а ладони располагаются с обеих сторон под головой ребен­ка — вызывается подъем головы.

10. И. п. лежа на спине, ребенку протягивается игрушка (палочка, трубочка, веревочка) для захвата пальцами рук, после чего выполня­ется легкая тяга ребенка за удерживаемый предмет до положения выпрямления рук и их натяжения — стимулируется подъем го­ловы.

11. И. п. лежа на спине, держать ребенка за кисти выпрямленных и поднятых вперед рук: поочередное поднимание ребенка за каждую руку с поворотом на бок — вызывается поворот головы.

12. И. п. лежа на спине, руки методиста обхватывают голову ребен­ка слева и справа и выполняют пассивные движения ею влево-вправо, вперед-назад (для этого ребенок кладется на край кушетки, матра­сика или топчана).

13. И. п. лежа на спине: самостоятельные повороты головы влево-вправо на звук (щелчок пальцами, потряхивание погремушкой и ДР.).

14. То же, но голова ребенка должна несколько выступать за край матраса или топчана.

15. И. п. лежа на спине, голова наполовину выступает за край матраса или топчана. Со стороны живота внимание ребенка привлекается игрушкой — это способствует попыткам самостоятельного подъема головы.

16. И. п. лежа на спине на наклонной поверхности (10—30°) головой вниз, руки в районе локтей прижаты методистом. Ассистент методиста (мать ребенка и т. д.), манипулируя игрушкой со словесным сопро­вождением, привлекает его внимание и стимулирует самостоятельный вывод головы в вертикальное положение.

 17. То же, но с покачиванием вверх-вниз наклонной доски во время выполнения упражнения.

18. И. п. лежа на боку: стимулирование поворотов головы за погре­мушкой, яркой игрушкой, пощелкиванием пальцами.

19. И. п. лежа на боку: потянуть ребенка за руку, слегка приподнять для формирования устойчивого вертикального положения головы*.  

Из исходного положения лежа на животе 

1. И. п. лежа на животе: пассивные повороты головы ребенка в обе стороны.

2. И. п. лежа на животе, голова повернута в одну из сторон: по­тряхиванием погремушки со стороны затылка ребенка вызывать попытки самостоятельного поворота головы в сторону звукового раздражителя.

3. И. п. лежа на животе, голова несколько выступает за край топча­на — данное положение содействует подъему и стабилизации головы.

4. То же, но подъем и повороты головы достигаются за счет привле­чения внимания ребенка к звукам (голоса, погремушки) или яркой игрушке.

5. И. п. лежа на животе, подкладыванием рук методиста под грудь ребенка вызывается реакция выпрямления головы.

6. И. п. лежа животом на руках методиста, ребенок приподнят в воздухе — это способствует подъему-выпрямлению головы.

7. То же, но при помощи покачивания ребенка с движением пооче­редно вверх-вниз ног и головы.

8. И. п. лежа на животе, руки вытянуты вперед; одной рукой мето­дист прижимает таз ребенка, а другую руку подводит под его плечи в районе локтевых суставов (сначала подбородок ребенка может ле­жать на руке методиста, в дальнейшем же она отодвигается), оставляя голову ребенка на весу.

9. И. п. лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, плечи разведены: предлагая ребенку предмет для захвата двумя руками, стимулировать выведение прямых рук вперед с одновременным подъемом головы.

10. И. п. лежа на животе, руки ребенка расположены вдоль туловища ладонями вниз: одной рукой методист прижимает таз ребенка, а дру­гой приподнимает вверх — назад поочередно левое и правое плечо с небольшим разворотом в соответствующую сторону —  происходит подъем головы и разгибание позвоночного столба.

11. И. п. лежа на животе, руки отведены в стороны—назад, ладони открыты: методист производит тягу ребенка за руки назад — вверх с раскачиванием и поворотами — ребенок поднимает голову и верх­нюю часть туловища.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ПОЛОЖЕНИЕМ ГОЛОВЫ И РАЗВИТИЯ РЕАКЦИЙ ОПОРЫ И РАВНОВЕСИЯ РУК

1. И. п. лежа на животе: пассивное подкладывание под грудь согну­тых в локтевых суставах рук ребенка — формируется ощущение опоры.

2. То же, но протягиванием ребенку игрушки стимулируется вынос вперед поочередно левой и правой руки с сохранением опоры на противоположной руке.

3. То же, но опора выполняется на более пораженной руке, кото­рая предварительно выводится несколько в сторону — вперед: проти­воположной рукой ребенок манипулирует с игрушкой.

4. И. п. лежа на животе, руки параллельны туловищу, полусогнуты (или выпрямлены) и расположены ладонями на опоре: методист на­давливает на плечевой пояс ребенка по направлению осей плеч.

5. И. п. лежа на животе: производится пассивное выставление опо­ры на плечи, предплечья параллельны, ладонями кверху (фиксация данного положения достигается при помощи рассматривания ребен­ком вложенной в его руки игрушки).

6. И. п. лежа на животе: методист приподнимает ребенка под грудь и голени с последующим опусканием его на опору (поверхность пола, топчана, стола и др.), руки ребенка находятся ладонями на опоре — в мышцах возникает разгибательное напряжение.

7. То же, но с покачиванием ребенка в этом положении вперед-назад, влево-вправо, по кругу— при этом формируется дифферен­цированное ощущение опоры, вызывается напряжение различных разгибательных групп верхних конечностей.

8. И. п. лежа на животе с опорой на предплечья: подталкиванием слева и справа выводить ребенка из равновесия.

9. И. п. лежа на животе на руках методиста: переступание руками вперед с опорой на ладони.

10. То же, но переступание выполняется в различных направлениях:

вперед-назад, влево-вправо, вперед — в сторону и др.

11. И. п. лежа на животе с опорой на согнутые предплечья: методист приподнимает ребенка за плечи и «бросает», вызывая опорный охра­нительный рефлекс.

12. И. п. лежа грудью и ногами на руках методиста, опора руками (ладонями) на большой надувной мяч: методист выполняет покачивающе-амортизационные движения вверх-вниз — это способствует формированию спорности и зрительно-опорных реакций.

13. И. п. лежа грудью и ногами на руках методиста: методист быст­ро приближает ребенка к надувному мячу (валику, поверхности стола или топчана), вызывая у него защитное выпрямление рук.

 

УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

 1. И. п. лежа на спине: методист накатывает или набрасывает на грудь ребенка большой легкий надувной мяч, формируя отталкиваю­ще-выпрямительные движения руками.

2. И. п. лежа на спине: меняя ритм движений и усилие надавлива­ния, методист опускает на грудь ребенка конец «надувного брев­нышка», вызывая отталкивающе-выпрямительные движения руками.

3. И. п. лежа на спине: методист опускает на грудь ребенка под­весную «грушу» (мяч, набивной мяч, мешочек с песком, и др.), вы­зывая у него защитно-отталкивающие движения руками.

4. И. п. лежа на спине: методист оказывает плавное давление на руки (ладони) ребенка при помощи специального «пресса» (в виде дощеч­ки, фанеры и др.)— этим вызывается активное сопротивление ребен­ка в виде разгибания рук вверх.                          

 5. И. п. лежа на спине: методист вкладывает в кисти ребенку метал­лическую трубку (пластмассовую или деревянную палочку) и выпол­няет ритмическое надавливание на предплечья, вызывая ответные разгибательные движения.

6. И. п. лежа на спине: методист вкладывает в руки ребенку дет­скую мини-штангу (стержень с небольшими грузиками), поддержи­вая ее своими руками — ребенок делает попытки «выжимания» штанги.

7. И. п. лежа на спине: методист вкладывает трубку в одну из кистей (чаще — пораженной руки) и проводит плавное надавливание сверху вниз с покачиванием в стороны.

8. И. п. лежа грудью на надувном бревне (валике, барабане) в по­ложении на четвереньках с опорой на голени и ладони: легкие пока­чивания ребенка в данном положении.

9. И. п. лежа грудью и животом на двух близко лежащих надувных бревнах (валиках) с опорой на ладони: покачивания в данном поло­жении с постепенным нарастанием амплитуды.

10. И. п. лежа животом на подвижном щите, опора на предплечья—  изменением наклона щита влево-вправо, вперед-назад вызывается выборочное напряжение определенных мышечных групп рук и пле­чевого пояса.

11. И. п. лежа животом на щите, установленном на вращающемся диске «Здоровье»: вращение ребенка в данном положении сначала в одну, затем в другую сторону. В дальнейшем направления враще­ния можно чередовать.

12. И. п. лежа животом на эластичной поверхности батута, опора на предплечья: покачивания ребенка в данном положении сначала сверху вниз, а затем и в боковом направлении («вперевалочку»),

13. И. п. лежа животом на валике, барабане и др. с опорой на кисти и голени: поочередным приподниманием одного из краев валика стимулируются соответствующие опорные реакции на противополож­ной руке.

14. И. п. лежа животом на валике (надувном бревне, барабане), опора на ладони: методист захватывает ребенка за голени в районе лоды­жек и как бы прокатывает его вперед-назад, стимулируя переступание руками.

15. И. п. лежа животом на большом мяче, опора на ладони выпрям­ленных рук: покачивания ребенка в данной позиции сначала в переднезаднем, а затем и остальных направлениях.

16. И. п. лежа животом на большом мяче (валике, бочке), удержи­вать ребенка за выпрямленные ноги в районе голеней: толчкообраз­ной подачей ребенка вперед — вниз, а затем вперед — вверх создавать своеобразную ситуацию падения, что вызывает защитно-опорное выпрямление рук.

17. И. п. лежа животом на большом мяче, опора на ладони выпрям­ленных рук, методист удерживает ребенка за ноги: покачиванием ребенка в разные стороны вызывается попеременный перенос тяжес­ти тела то на одну, то на другую руку.

18. И. п. лежа животом на большом мяче: методист приподнимает ре­бенка за таз, вызывая реакцию опоры руками об эластичную поверх­ность мяча.

19. То же, но с большим приподниманием таза и переносом тяжести тела на руки.

20. То же, но с покачиванием ребенка в положении ручной опоры в различных направлениях.

21. И. п. лежа животом на двух валиках (надувных бревнах), опираясь на одно из них грудью, а на другое голенями: протягиванием ребенка за ноги назад достигается большое опорное напряжение в плечевом поясе и руках.

22. И. п. лежа с опорой на грудь и согнутые плечи: удерживая ребенка за ноги в районе голеней, выполняются мягкие, пластичные покачивания вверх-вниз с постепенным увеличением амплитуды.

23. И. п. лежа на двух надувных бревнах (валиках), опираясь на одно из них грудью и вытянутыми вперед плечами (в районе подмы­шек), а на другое голенями: методист выполняет плавные надавлива­ния в области поясничного отдела позвоночника, вызывая колебания ребенка вверх-вниз.

24. И. п. лежа на животе: отталкивание легкого надувного мяча вы­прямляющим движением обеих рук.

25. То же, но с использованием более тяжелого мяча (вплоть до на­бивного весом 1—2 кг).

26. То же, но отталкивающее движение мяча достигается одной рукой.

27. И. п. лежа на животе, опора на согнутые предплечья: ребенок пы­тается дотянуться до игрушки, поставленной перед ним на возвышении (10—15—20 и более см).

28. Из того же исходного положения ребенок пытается достать иг­рушку, подвешенную перед ним на определенной высоте (15—20— 25 см и т. д.) на резиновом жгуте.

29. И. п. лежа на животе с опорой на согнутые предплечья на на­клонной поверхности (10—45°), начиная с небольшого угла и закан­чивая более крутым,  формируется реакция опоры и выпрямления верхнего отдела позвоночного столба. 

30. То же, но перед ребенком кладутся игрушки, манипулируя с которыми, он переносит тяжесть тела с одной руки на другую.

31. То же упражнение, но игрушки ставятся перед ребенком на возвышении (стульчике, ступеньке, подставке и т. д.) — формируется реакция опоры и выпрямление головы и позвоночника.

32. То же, но ребенку предлагается складывать кубики на стоящее перед ним возвышение или, наоборот, снимать с него игрушки.

33. То же упражнение, но для стимулирования движений определен­ной рукой стул с игрушками смещается в соответствующую сторону.

34. И. п. лежа животом на матерчатых носилочках типа «люлька», удерживаемых на весу методистом за специальные веревочные петли:многократным покачиванием ребенка вверх-вниз вызываются опор­ные ручные реакции.                                             

 35. То же, но изменение напряжения мышц рук достигается за счет варьирования наклона люльки и самого ребенка к поверхности опоры.

36. То же, но с продвижением вперед-назад при помощи переступания руками.

37. То же, но боковым раскачиванием люльки достигается переме­щение тела поочередно на каждую руку.

38. То же, но ребенок вместе с люлькой расположен под углом 10—30° к опоре, опираясь на нее выпрямленными руками: методист постепенно снижает поддерживающее усилие и тем самым дозированно увеличивает нагрузку на руки ребенка.

39. То же, но люлька расположена горизонтально над поверхностью опоры, ребенок опирается о пол (поверхность стола, топчана) вы­прямленными руками: сохранение устойчивого положения тела в дан­ной позиции.

40. И. п. лежа животом на тележке (полностью), опора согнутыми руками на тележку: катание методистом ребенка в данном положе­нии сначала прямолинейно, а затем с изменением направления дви­жения.

41. То же упражнение, однако ребенок теперь упирается ладонями в пол: катание тележки прямо, а затем и в других направлениях вы­зывает соответствующие шагово-балансирующие движения руками.

42. И. п. то же: приподниманием и опусканием переднего края те­лежки стимулируются опорно-зрительные реакции.

43. И. п. лежа животом на тележке с опорой на согнутые пред­плечья: методист при помощи веревочной петли поднимает переднюю часть тележки и выполняет ее фигурное вождение («вальсирует») вперед с сочетанием колебательных движений вверх-вниз и влево-вправо.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СГИБАТЕЛЬНО-ПРИВОДЯЩИХ УСТАНОВОК ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ 

1. И. п. лежа на спине: методист захватывает руки ребенка за за­пястья, приподнимает его невысоко над опорой и выполняет покачи­вающие движения во всех направлениях с постепенным увеличением амплитуды.

2. Методист приподнимает ребенка за запястья с отрывом ног от опоры и выполняет маятникообразные, раскачивающие и скручиваю­щие движения в разные стороны.

3. Методист захватывает ребенка за одноименные руку и ногу (соот­ветственно за запястье и щиколотку) и, приподнимая над опорой, выполняет потряхивание и раскачивание; в дальнейшем производятся круговые движения по часовой стрелке и против.

4. Методист удерживает ребенка за запястья и вращает его по типу карусели сначала в одну, затем в другую сторону.

5. То же, но во время вращения ребенка методист выполняет плав­ные сгибания-разгибания своих рук (как бы «выбрасывая» ребенка).

6. То же, но во время круговых карусельных движений методист вы­полняет также вращательно-колебательные движения ребенком вокруг его продольной оси.

7. Методист удерживает ребенка за запястья обеих рук и выполняет круговые движения ребенком вокруг точки захвата (т. е. относитель­но своих кистей).

8. И. п. стоя на коленях, методист захватывает ребенка сзади за запястья обеих рук, ступни ребенка с боков прижимаются ступнями методиста: производятся разведения рук в стороны — вверх с после­дующим наклоном ребенка вперед — вниз.

9. То же упражнение, но выполняется из положения стоя.

10. И. п. лежа спиной на двух рядом расположенных надувных брев­нышках (или валиках), руки выпрямлены и разведены вверх — назад:

методист удерживает ребенка за запястья со стороны головы и вы­полняет прокатывающе-покачивающие движения ребенком.

11. И. п. лежа на спине, руки полусогнуты: методист берет пооче­редно ребенка за запястье каждой руки, приподнимает вверх, отры­вая верхнюю часть туловища от опоры и разворачивая тем самым ребенка в сторону; в данном положении выполняется покачивание-потряхивание.

12. И. п. лежа спиной на надувном бревне (валике, барабане), руки выпрямлены назад — вверх: методист захватывает ребенка руками за обе щиколотки и выполняет покачивание-потряхивание.

13. И. п. лежа спиной на большом надувном мяче, руки раскинуты вверх — в стороны: удерживая ребенка за щиколотки, методист вы­полняет раскачивающе-потряхивающие движения.

14. И. п. лежа спиной на надувном бревне (валике), руки выпрямле­ны вверх — назад: методист захватывает ребенка за оба запястья и выполняет «скручивание» (например, по часовой стрелке) вплоть до совершения переворота со спины на живот и наоборот.

15. То же упражнение, но выполняется на двух рядом лежащих ва­ликах.

16. То же упражнение выполняется на ковре.

17. И. п. лежа на спине, методист и его ассистент захватывают ре­бенка за руки и ноги (соответственно за запястья и щиколотки) и вы­полняют одновременные раскачивания влево-вправо,  вверх-вниз. со скручиванием и потряхиванием и т. д.

18. И. п. сидя на бедрах методиста, ноги разведены (спиной к ме­тодисту) — комплекс пассивных и пассивно-активных упражнений:

а) отведения прямых рук назад из положения «впереди»;

б) поднимание прямых рук через стороны вверх с возвращением в исходное положение «вниз»;

в) то же, но с фиксацией рук в наивысшей точке («натянуть руки» ребенка и слегка приподнять его, подержать 1—3 с):

г) попеременное поднимание левой и правой руки с фиксацией в крайнем верхнем положении;

д) поднимание прямых рук вверх через положение «вперед»:

е) одновременные круговые движения рук вперед-назад; ж) попеременные движения прямыми руками вперед: «гребок» правой, «гребок» левой (как при плавании кролем);

з) то же выполняется назад;

и) одной рукой выполняется движение вперед и одновременно с ней другая рука выполняет круговое движение назад;

к) то же со сменой положения рук (поменять направления дви­жения рук на противоположные);

л) подтягивание рук ребенка вверх с их последующим расслаб­ленным «броском» вниз;

м) то же, но попеременно левой и правой рукой;

н) то же, но одна рука фиксируется в вертикальном натянутом положении, а другой рукой при этом выполнить падающее расслабленное движение вниз.

19. И. п. лежа на спине: методист вкладывает в кисти ребенка трубку (гимнастическую палку), дожидается ее захвата и вы­полняет отведение прямых рук ребенка назад — вверх (вплоть до касания с опорой).

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВОРОТОВ ТУЛОВИЩА В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА 

1. И. п. лежа на спине: методист захватывает двумя руками голову ребенка и плавно поворачивает ее вокруг продольной оси туловища в сторону предполагаемого поворота — стимулируется последователь­ное активное включение в поворот плечевого пояса, туловища, таза и ног.

2. И. п. то же, но методист оказывает ребенку помощь в выполне­нии поворота за счет тяги противоположной руки вбок по каса­тельной.

3. И. п. то же, но методист захватывает ребенка за согнутые в ко­ленных суставах ноги и выполняет поворот— предполагается дальней­ший поворот таза и туловища.

4. И. п. то же: методист выпрямляет одну ногу ребенку, а другую сгибает в коленном суставе и перемещает тяговым движением в сто­рону поворота — ожидается дальнейшее завершение поворота.

5. И. п. лежа на спине: методист выполняет тягу за руку в сторону поворота, другой рукой придерживает таз ребенка с последующим его отпусканием.

6. И. п. лежа на спине: методист выводит согнутые в коленных суставах ноги в сторону предполагаемого поворота, придерживая при этом на мгновение плечи и голову с последующим их высвобождени­ем для выполнения поворота.

7. И. п. лежа на спине: методист выводит согнутые в коленных суста­вах ноги ребенка в сторону предполагаемого поворота, а рука, про­тивоположная направлению поворота, выпрямляется, отводится назад и на некоторое мгновение прижимается к опоре.

8. И. п. лежа на спине на наклонном щите (доске) типа «горка» в верхней его точке — предполагается, что возникающая при этом скатывающая сила тяжести облегчит ребенку пассивно-активное вы­полнение соответствующего поворота.

9. То же упражнение, но при необходимости с помощью методиста в виде разворота плечевого пояса и страховки в районе лодыжек.

10. И. п. лежа на спине на пеленке (простыне или специальном по­крывале): методист приподнимает ее за один край, создавая допол­нительный вращающий момент, помогающий ребенку выполнить поворот.

11. И. п. лежа на спине (или животе) у нижнего края наклонной по­верхности (10—30°): методист выводит вперед—вверх в сторону поворота плечи ребенка, ожидая его дальнейшего активного включе­ния в поворот (помощь методиста сохраняется, но степень ее варьи­руется).

12. И. п. лежа на спине поперек надувного бревна (валика) в районе поясницы: привлекая внимание ребенка игрушкой, расположенной у дальнего края бревна, стимулируются самостоятельные перевороты в соответствующую сторону. При необходимости методист оказы­вает соответствующую помощь.

13. То же упражнение, но опора на валик осуществляется в районе лопаток (или груди), создавая при этом определенное сопротивление при выполнении переворотов.

14. То же упражнение, но опора на валик (или надувное бревно) осуществляется в районе таза (ягодиц).

15. И. п. лежа грудью поперек надувного бревна (валика), между ног в районе лодыжек с помощью эластичных петель укрепляется пласт­массовая (или из любого другого легкого материала) трубка-стопор длиной 20—30 см, создающая дополнительное сопротивление при переворотах и стимулирующая возникновение скручивающего мо­мента плечевого пояса относительно тазового и наоборот.

16. И. п. лежа на спине на коврике: методист выводит прямые руки ребенка и сближает их над его головой, что облегчает выполнение поворота детям с выраженным разведением рук в стороны.

17. И. п. лежа на спине: методист привлекает внимание ребенка его любимой игрушкой (ярким или звучащим предметом), стимулируя соответствующий поворот со спины на живот и т. д. (при необхо­димости оказывая помощь).

18. И. п. лежа на спине, на лодыжках закреплена трубка-стопор: вы­полнение последовательных переворотов со спины на живот и на­оборот. Данное упражнение формирует активный вынос бедра в по­ложении на спине, а также опережающий разворот плечевого пояса в положении на животе.

19. То же, но ребенок при этом должен удерживать в руках пред­меты (мячики, кубики, игрушки и др.).

20. Перевороты со спины на живот и наоборот со связанными элас­тичным жгутом в районе лодыжек ногами.

21. То же, но вместо ног в районе запястий связываются руки.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СГИБАТЕЛЬНО-ПРИВОДЯЩИХ УСТАНОВОК НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Из исходного положения лежа на спине

1. Потряхивание ног ребенка вверх-вниз, удерживая их за лодыжки.

2. То же, но выполнять круговые движения-потряхивания (правая нога— по часовой стрелке, левая — против часовой).

3. Отведение в сторону прямой ноги, другая при этом также прямая и прижимается методистом к полу.

4. Одновременные разведения в стороны согнутых в коленных суста­вах ног, начиная с малой амплитуды и с дальнейшим ее увеличением.

5. Одновременное сгибание ног к животу с последующим их раз­гибанием.

6. То же, но сгибание-разгибание выполняется одной ногой, другая при этом выпрямлена и прижата к полу.

7. Одновременные противоположные сгибания-разгибания ног («езда на велосипеде»).

8. Сгибание ноги с последующим отведением ее в сторону вплоть до касания поверхности опоры, другая нога при этом выпрямлена и прижата к опоре.

9. Круговые движения прямой или полусогнутой ногой в тазобедрен­ном суставе (правую — по часовой стрелке, левую — против), другая нога при этом фиксируется рукой методиста в районе бедра.

10. Поднимание ноги вперед—вверх с последующим отведением в сторону, другая нога при этом фиксируется рукой методиста в райо­не колена.

11. Круговые движения обеими согнутыми в коленных суставах нога­ми по часовой стрелке и против, таз ребенка при этом фиксируется  методистом.

12. Допускаются самые разнообразные сочетания всех вышеперечис­ленных упражнений.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

1. И. п. лежа на животе: методист выполняет пассивное выпрямле­ние рук ребенка вдоль тела вверх, что приводит к подъему головы и сгибанию ног — происходит переход ребенка в положение на четве­реньках (на основе симметричного тонического шейного рефлекса).

2. И. п. лежа животом на валике: методист пассивно разгибает го­лову ребенка, сгибает — разводит ноги — тяжесть тела переносится на тазовый пояс, руки при этом выполняют поддерживающую функцию.

3. И. п. лежа грудью на ладони методиста: методист приподнимает верхнюю часть тела ребенка под грудь вверх, при этом одной ноге пассивно придается положение сгибания.

4. И. п. лежа на животе, опора на вытянутые руки: методист сгибает одну ногу в колене — бедре и фиксирует ее в этом положении; затем подтягивает таз ребенка в сторону опорной ноги — предполагается сгибание и вынос вперед противоположной ноги.

5. И. п. сидя на пятках: методист отводит прямые руки ребенка назад — вверх, разворачивает кнаружи и приближает к позвоночному столбу — это вызывает наклон ребенка вперед.

6. И. п. сидя на пятках: методист вытягивает ребенка вверх за руки, надавливая при этом ногой на изгиб позвоночника.

7. И. п. на четвереньках: повороты головой в разные стороны. 

8. И. п. на четвереньках: манипуляции одной рукой с предметами, что формирует устойчивое положение тела на трех операх.

9. И. п. на четвереньках на подвижном стенде (доске, площадке): изменением угла наклона площадки (10—45°) достигают перемещения массы тела ребенка поочередно на плечевой и тазовый пояс.

10. И. п. на четвереньках: при помощи игрушек (обращения, звуков) методист стимулирует отрыв одной из рук ребенка от опоры и легкими подталкиваниями с подстраховкой выводит его из устойчивого трех­опорного положения.

11. И. п. на четвереньках: ребенок самостоятельно или с помощью методиста отрывает от опоры одновременно разноименные руку и ногу; методист помогает ребенку принять устойчивое положение с последующим переносом опоры на противоположные конечности.

12. И. п. стоя на четвереньках на качающейся твердой плоскости (под­вижная доска) или эластичной поверхности батута: методист раскачи­вает ребенка сначала в одном направлении (сверху вниз) с заданным ритмом, а затем с изменением направления движений и ритма.

13. И. п. стоя на четвереньках на большом шаре (надувном мяче): ме­тодист удерживает ребенка за лодыжки и выполняет различные по­качивания на мяче (вперед-назад, влево-вправо, вверх-вниз и в соче­таниях).

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПОЛЗАТЬ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ 

1. И. п. лежа на животе: методист приподнимает несколько вверх таз ребенка, чем вызывает у него «реакцию лягушки» со сгибанием и выносом вперед одной из ног.

2. И. п. лежа на животе, таз немного приподнят, одна из ног согну­та и вынесена вперед: методист подставляет свою кисть под подош­ву согнутой ноги, вызывая этим рефлекс отталкивания.

3. И. п. лежа на животе на люльке (матерчатых носилочках), при­поднятой над поверхностью опоры, опора на выпрямленные руки: ме­тодист передвигает люльку параллельно полу вперед, вызывая у ре­бенка шаговые движения руками.

4. То же, но люлька перемещается методистом в различных на­правлениях.

5. И. п. лежа животом на надувном бревне (валике): методист удер­живает ребенка за ноги и проталкивает вперед, вызывая у него шаговые движения руками: то же выполняется в обратную сто­рону.

6. И. п. лежа грудью на тележке с опорой на поджатые согнутые руки: методист подталкивает ребенка в область ягодиц или двига­ет тележку вперед, стимулируя проявление шаговых движений но­гами.

7. И. п. лежа животом на наклонной поверхности головой вниз с опорой на согнутые предплечья: методист захватывает ребенка под колени разведенных ног и подает несколько вперед таз, стимулируя переступающие движения ребенка на предплечьях.

8. И. п. лежа животом на люльке (носилочках), передняя часть ко­торой приподнята, опора на выпрямленные руки, голени ребенка на­ходятся также на опоре: методист выдерживает ребенка в такой позе до возникновения отталкивающих движений ногами; если ответная реакция со стороны ребенка не последовала, можно попробовать другой путь— продвигать люльку вперед, что должно вызвать реф­лекторные шаговые движения у ребенка.

9. И. п. лежа животом на короткой тележке, руки (ладонями) и ноги (голенями) находятся на опоре: методист тянет тележку за шнур впе­ред, вызывая тем самым у ребенка рефлекторные переступающие движения руками и ногами.

10. И. п. сидя верхом ноги врозь на валике или «бочонке», опора ладонями на бочонок сверху сбоку: покачивания бочонка слева направо вызывает соответствующий перенос тяжести тела, а также формирует устойчивое положение в данной позе.

11. И. п. сидя на коленях на валике или «бочонке», опираясь на него выпрямленными руками сверху сбоку: покачивания влево-вправо с сохранением устойчивого положения тела в данной позе.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИИ СИДЕНИЯ

1. Пассивное высаживание ребенка в кроватке, коляске и т. д., фик­сируя его позу при помощи подушек, валиков или поддерживая руками.

2. Методист удерживает ребенка в воздухе за бедра в положении сидя, производя при этом покачивания в различных направлениях.

3. И. п. — ребенок сидит с разведенными бедрами на ногах методис­та, лицом к нему: методист удерживает ребенка под локти за выпрям­ленные и развернутые кнаружи руки, выполняя покачивания в раз­личных направлениях.

4. И. п. — ребенок сидит на коленях методиста спиной к нему: мето­дист захватывает руки ребенка, отводит их назад и разворачивает кнаружи, покачивая в таком положении.

5. И. п. сидя, прижимаясь спиной к опоре (стене, щиту, спинке крес­ла и т. д.), ноги согнуты, располагаются подошвами стоп на опоре;

руки разогнуты и отведены назад.

6. И. п. сидя на батуте или другой эластичной (подвижной) поверх­ности: методист надавливает руками на голову или плечи ребенка, выполняя раскачивание вверх-вниз — ребенок при этом стремится выпрямиться.

7. И. п. сидя в специальном стульчике с опорой предплечьями о стол.

8. И. п. сидя на коврике, поддерживаясь двумя руками за пору­чень, трубку, натянутую веревку или пальцы методиста — сохранение устойчивого положения тела.

9. И. п. сидя на горизонтальной поверхности (площадке), руки пред­плечьями опираются на параллельные горизонтальные поручни типа «брусья», расположенные на удобной для ребенка высоте.

10. И. п. сидя на горизонтальной поверхности (площадке), хват ру­ками о вертикальный, жестко стоящий поручень — сохранение устой­чивой позы в данном положении.

11. И. п. сидя на горизонтальной поверхности, хват руками сверху за поперечный поручень, располагаемый на различной высоте и уда­лении от ребенка, — сохранение устойчивой позы.

12. То же, но хват кистями производится за натянутый канат, ве­ревку или эластичный жгут, расположенные: а) перед ребенком:

б) сбоку от него — на определенной высоте. Сохранение устойчивой позы.

13. И. п. сидя, упор руками сзади: методист легкими разнонаправленными подталкиваниями выводит ребенка из равновесия, которое он пытается сохранить.

14. И. п. сидя на коврике, хват двумя руками сверху за гимнасти­ческую палку: методист поворачивает палку влево-вправо, вызывая соответствующие развороты туловища ребенка.

15. И. п. сидя на коврике: методист захватывает ребенка за голени выпрямленных ног и постепенно приподнимает их — ребенок стара­ется сохранить первоначальное вертикальное положение туловища.

16. И. п. сидя на бедрах методиста, спиной к нему, ноги врозь: ме­тодист наклоняет таз ребенка вперед — вниз, вызывая рефлекторное выведение туловища назад — вверх.

17. И. п. сидя по-турецки на наклонной доске, между ног положен набивной мяч или утяжеленный валик (для придания большей устой­чивости). По обе стороны от ребенка расположились методисты (или родители). Расположившись сбоку от ребенка, один из взрослых протягивает ему какие-нибудь мелкие предметы (камешки, шарики, кубики и др.), которые ребенок, в свою очередь, должен передать дру­гому взрослому, расположенному на противоположной стороне. Усложнение упражнения достигается за счет передвижения обоих взрослых как бы несколько за спину ребенка, а также увеличением высоты, на которой передается предмет.

18. И. п. сидя по-турецки на наклонной доске (при необходимости использовать валики): методист плавно приподнимает-опускает ниж­ний край доски, смещая общий центр тяжести ребенка, чем вызывает балансирующие движения со стороны ребенка и попытки сохранить устойчивое положение тела.

19. И. п. сидя на подвесных качелях, ноги свисают вниз: методист выполняет маятникообразные раскачивания ребенка в переднезаднем направлении.

20. То же, но раскачивания выполняются в различных направлениях, включая круговые вращения ребенка.

21. И. п. сидя на подвижной доске (в качестве одного из вариантов можно использовать чертежную доску, которая установлена на четы­рех прикрепленных к ней резиновых камерах от мяча), упор руками сзади: методист выполняет равномерные  небольшие покачивания вверх-вниз, затем то же слева направо в определенном ритме и после­довательности. В дальнейшем ритм движений и их последовательность видоизменяются.

22. И. п. сидя на подвижной доске: методист изменяет угол наклона доски в различных направлениях, сначала в постоянном режиме, а затемтем в различных вариантах, вызывая у ребенка соответствующие страховочные реакции.

23. Все перечисленные выше упражнения, выполняемые в положении сидя на подвижной доске, усложняются за счет использования для сидения ребенка скамейки (стульчика или подставки), при этом ребе­нок плотно касается подошвами опоры.

24. То же, но ноги ребенка находятся на весу, не касаясь подошвами опоры — этим самым достигается большая неустойчивость ребенка в положении сидя, что вызывает необходимые балансирующие дви­жения.

25. И. п. сидя на качалке, держась за нее сбоку руками (сначала ребенка усаживают по направлению качательных движений, а затем боком, поперек качалки): методист раскачивает качалку, начиная с небольшой амплитуды, постепенно ее увеличивая.

26. И. п. сидя на пружинящем стульчике, ноги подошвами на опоре:

методист сначала сам покачивает стул с ребенком вверх-вниз, посте­пенно вызывая ребенка на самостоятельные попытки выполнить эти же движения.

27. То же, но ребенок не касается стопами опоры.

28. И. п. сидя на вращающемся стульчике, руки на подлокотниках:

методист вращает кресло то в одну, то в другую сторону с различной последовательностью и частотой — ребенку необходимо сохранить устойчивую позу.

29. И. п. сидя по-турецки на наклонно установленном (10—45°) мини-батуте (сделанном из автомобильной камеры, на которую при помо­щи эластичных жгутов натягивается брезентин): выполнение в данном положении различных поворотов, наклонов, манипуляций с предме­тами.

30. То же, но сидя на самой камере с касанием стопами опоры.

31. Те же упражнения, но на горизонтально положенном батуте.

32. И. п. сидя по-турецки на эластичной поверхности горизонтально

установленного батута: методист приподнимает край батута со сто­роны ног, вызывая соответствующее наклонное движение туловища вперед.

33. Сохранение устойчивой позы сидя по-турецки (сидя с согнутыми ногами, сидя с упором руками сзади) на раскачивающемся в различ­ных направлениях батуте.

34. Перечисленные выше упражнения на батуте выполняются также со связанными эластичным жгутом за спиной руками ребенка.

35. Представленные выше упражнения на доске и батуте можно вы­полнять в варианте «карусель», когда снаряды устанавливаются при помощи подставки на вращающемся диске «Здоровье».

36. Данную группу упражнений можно усложнить исключением у ре­бенка зрительного контроля при помощи эластичной повязки на глазах.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО САДИТЬСЯ

1. И. п. лежа спиной на большом мяче: методист фиксирует бедра ребенка, стимулируя тем самым переход в положение сидя через по­ворот туловища и опору на предплечья.

2. И. п. лежа на спине: методист протягивает в одну руку ребенку предмет и после его захвата кистью производит тягу по диагонали в противоположную сторону, вызывая этим поворот туловища, опору на противоположную руку с последующим переходом в положение сидя.

3. И. п. лежа на спине: методист тянет ребенка вперед—вверх за обе руки, фиксируя при этом ноги — подразумеваются дальнейшие самостоятельные попытки ребенка сесть.

4. И. п. лежа на спине на большом мяче (валике), ноги фиксирова­ны: качательными движениями вперед-назад методист помогает ре­бенку перейти в положение сидя.

5. И. п. лежа спиной на большом мяче: методист захватывает ноги ребенка за лодыжки и выполняет небольшие покачивания в различ­ных направлениях, вызывая у ребенка соответствующие реакции вы­прямления и равновесия.

6. И. п. лежа на спине: методист наклоняет голову ребенка и пово­рачивает ее в сторону, вызывая тем самым соответствующий поворот туловища, опору на руку и дальнейший переход в положение сидя.

7. И. п. лежа на спине поперек надувного бревна или валика в райо­не поясницы: методист прижимает бедра ребенка ягодицами к полу, стимулируя его переход в положение сидя. При необходимости ме­тодист выполняет также тягу ребенка за руку.

8. И. п. сидя на стульчике на возвышении, опора ногами на наклон­ную доску, на которой лежит матрасик, препятствующий скатыванию игрушек вниз. Ребенок должен самостоятельно доставать игрушки и передавать их взрослому, страхующему ребенка сбоку. По мере выполнения упражнения матрасик с игрушками перемещается вниз, создавая тем самым дополнительные трудности для ребенка, вынуж­денного делать более глубокий наклон.

9. И. п. сидя верхом на валике (барабане), ноги врозь (как на ло­шадке): доставание руками игрушек (кубиков, шариков, камешков и др.), лежащих на полу с одной стороны от валика, и перекладыва­ние их на другую сторону.

10. Из того же исходного положения —сохранять устойчивую позу сидя при наклонах валика вперед за счет выпрямления туловища и подачи его назад.

11. И. п. лежа животом на большом надувном мяче, методист фикси­рует ноги и туловище в районе поясницы: ребенок собирает игруш­ки, разложенные перед ним на полу, приподнимается, разгибает ту­ловище и складывает их в мешочек, который методист удерживает 18 определенной высоте.

12. И. п. сидя на ступеньке (скамейке): поднять сначала одну, а за­тем обе руки вверх (можно при этом потряхивать кистями по типу летящей бабочки) — при этом ребенок стремится сохранить устойчи­вое положение сидя.

13. Это же упражнение, но в руках у ребенка теперь находятся ме­шочки с грузом (от 300 г до 1 кг).

14. И. п. сидя на стульчике (спина прижата к спинке): метание мяча (сначала обычного, а затем утяжеленного) двумя руками из-за головы.

15. То же, но с чередованием метаний легкого и утяжеленного мячей.

16. И. п. сидя на стульчике (скамейке): метание мяча (сначала легко­го, а затем утяжеленного) с левой и с правой стороны с сохранением устойчивого положения сидя после броска.

17. Все перечисленные упражнения выполнить на качающейся доске.

18. И. п. сидя на стуле на подвижной доске: сохранять устойчивое положение при раскачивании доски во всех плоскостях.

19. То же, но ноги ребенка фиксируют к ножкам стула при по­мощи эластичных бинтов (жгутов).

20. Сохранение устойчивого положения сидя на вращающемся сту­ле, установленном при помощи подставки на диске «Здоровье».

21. Перечисленные выше упражнения можно выполнять без зритель­ного контроля (для этого применяется эластичная повязка на глаза).

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ВСТАВАТЬ НА КОЛЕНИ

1. И. п - стоя на коленях, пассивно придаваемое методистом при помощи отведения прямых рук назад — вверх.

2. И. п. сидя с разведенными согнутыми ногами: руками опереться на надувное бревно, мяч или захватить поручень лестницы.

3. И. п. стоя на коленях: ноги несколько разведены, между ними по­ложить валик, стабилизирующий данное положение ног, руки находят­ся на опоре, тело выпрямлено.

4. И. п. сидя на коленях: хват руками за перекладину.

5. И. п. стоя на коленях: опереться руками о предмет.

6. И. п. стоя (сидя) на коленях на подвижной доске: изменением угла наклона доски влево-вправо стимулируется реакция равновесия.

7. И. п. стоя (сидя) на коленях на подвижной доске; всевозможными изменениями угла и направления наклона достигаются более сложные реакции сохранения устойчивой позы.

8. И. п. стоя (сидя) на коленях на батуте или другой эластичной по­верхности: методист удерживает ребенка за руки (сначала за плечи, затем за предплечья и кисти) — покачиванием ребенка сверху вниз, слева направо, а затем в сочетании достигаются необходимые ком­пенсаторные движения.

9. И. п. сидя на пятках: методист тянет ребенка за одну руку назад — вверх, поворачивает его туловище, вызывая подъем на колени.

10 И. п. сидя на пятках, руки на опоре: методист привлекает внима­ние ребенка игрушкой, стимулируя поворот туловища в соответствую­щую сторону и высвобождение одной из опорных рук для захвата и манипуляции предметом.

11. И. п. сидя на пятках (или стоя на коленях): одной рукой придер­живаясь за рейку, другой рукой ребенок достает подвешенные перед ним на различной высоте предметы, производя выпрямление тулови­ща и приподнимая выше общий центр тяжести тела.

12. И. п. стоя на коленях: хват кистями за палку, удерживаемую ме­тодистом: заведение палки в левую или правую сторону вызывает поворот туловища и вынос руки к разноименной ноге.

13. И. п. стоя на коленях на раскачивающейся вперед-назад подвес­ной доске: ребенок держится руками за стропы (или ограничители) и пытается сохранить устойчивую позу.

14. И п. стоя на коленях: методист легкими толчками выводит ре­бенка из равновесия, стимулируя активность по сохранению устой­чивой позы.

15. И. п. стоя на коленях: методист берет ребенка под мышки и передвигает в левую или правую сторону, формируя правильный (последовательный) перенос тяжести тела сначала на одну, затем на другую ногу.

16. И. п. стоя на одном колене, другая нога вынесена вперед стопой на опору: методист придерживает ребенка в данном положении, про­изводя легкие покачивания в разные стороны.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ШАГОВЫХ ДВИЖЕНИЙ 

1. И. п. стоя на коленях на гладкой (скользящей) опоре, ребенок держится двумя руками за гимнастическую палку, расположенную по направлению от него: методист производит плавную тягу ребенка за палку, стимулируя формирование шаговых (ступающих) движений на коленях.

2. И. п. стоя на коленях на специальной площадке с параллельны ми рейками: методист производит тягу ребенка за руки по направлению, перпендикулярному рейкам, вызывая тем самым предохранительные приподнимания ног и формируя элементы шаговых дви­жений.

3. И. п. стоя на коленях, держась руками за горизонтальный шест, расположенный между ног на небольшой высоте (4—7 см), Методист поворачивает шест по часовой (или против) стрелке, вызывая ком­пенсирующие шаговые движения.

4. И. п. на коленях, упор руками на расположенную перед ре­бенком поперечную трубку или палку, удерживаемую методистом который перемещает ее вперед, стимулируя тем самым шаговые дви­жения ногами.

5. И. п. стоя на коленях, упор руками на камеру (надувной круг) расположенную перед ребенком: методист оттягивает камеру от ре­бенка, стимулируя его передвижение на голенях вперед: подтягивая камеру на ребенка, можно вызывать его переступание назад, а раз­воротом камеры по часовой стрелке (или против) боковые пристав­ные шаги.

6. И п. стоя на коленях, опора руками на валик (бочонок): сохраняя ручную опору и перекатывая ладонями валик, ребенок передвига­ется шажками следом за ним.

7 И п. сидя на пятках, руки на валике, стоящем перед ребенком;

методист накладывает свои ладони на ладони ребенка и, прижимая их, поворачивает валик вперед, вызывая тем самым выпрямление ног ребенка, его подъем на колени. Это упражнение можно проде­лывать и в обратную сторону

8 И.п. сидя на пятках, хват руками за поперечную трубку (палку), которую держит перед ребенком методист: производя тягу трубки вперед-вверх, выводить ребенка в положение стоя на коленях с последующим возвращением в исходное положение.

9) И.п. сидя на пятках, руки вверху впереди захватывают два параллельных шеста, которые удерживают двое взрослых: переме­щением шестов вперед-назад методист добивается принятия ребенком положения стоя на коленях ( а также перемещения на коленях)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТОЯТЬ 

1 И.п. стоя, руки лежат ладонями на опоре на уровне пояса.

2. И.п., стоя руки захватывают рейку  гимнастической лестницы на уровне груди

3 И.п. - стоя у ступенчатой опоры, ребенок прижимается к ней животом, руками производить манипуляцию с игрушками (взять, поло­жить, подвинуть переложить из руки в руку, бросить, попытаться поднять и др.). 

4. И. п. стоя в манеже, руки захватывают поручень: раскачивания

в стороны с переносом тяжести тела сначала на одну затем на другую ногу.

5. И.п. стоя у стеллажа, на полках которого на различной высоте расставлены игрушки, руки на опоре: ребенок пытается достать иг­рушку, отрывая одну руку от опоры и приподнимаясь вверх на носках.

6. И. п. стоя у низкого столика [тумбочки), руки на опоре, игрушки разложить рядом на ковре: ребенок должен поднять и сложить все игрушки на стол

7. И, п. стоя в манеже (или у поручня), руки на опоре: методист держит в руке подвешенную игрушку и предлагает ее ребенку в про­цессе игр: <<ну-ка возьми!», «достань, дотянись!», «отними у меня!» и др.

8. И.П. стоя, одна нога впереди, другая сзади, между ними неболь­шой валик: сохранение устойчивого положения в данной позе, то же с подталкиванием .

9. И. п. стоя у поручня, хват за него двумя руками, к поручню на уровне колен ребенка подвешен мяч: ребенок пытается футболить мяч, оставаясь при этом на одной ноге.

10. И. п. стоя на подвижной доске, хват руками за поручень: мето­дист изменяет наклон доски, выполняет раскачивание — ребенок ста­рается сохранить равновесие посредством изменения положения ту­ловища и переноса тяжести тела.

11. И. п. стоя ногами на продольной качалке, хват руками за пору­чень на уровне груди: перенос тяжести тела с пятки на носок и вы­полнение переката на качалке.

12. И. п. стоя ногами на сферической качалке, хват руками за пору­чень: перенос тяжести тела вперед-назад и с ноги на ногу, выполняя качательные движения.

 

УПРАЖЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВСТАВАТЬ

1. И. п. сидя на корточках: методист поддерживает ребенка под мышки — пассивное выпрямление ребенка в положение стоя с под­держкой.

2. И. п. сидя на наклонной доске у гимнастической лестницы: ме­тодист (сначала плавно, а затем толчкообразно) увеличивает угол наклона, стимулируя перенос тяжести тела на стопы с последующим вставанием (при этом выполняется хват руками за рейку лестницы).

3. И. п. сидя на прыгающей доске, ноги на опоре: методист пока­чивающими движениями сверху вниз — вперед создает условия для перехода ребенка в вертикальное положение.

4. И. п. сидя на ступеньке (стульчике и др.), хват двумя руками за гимнастическую палку: методист тянет палку вперед—вверх, содей­ствуя переходу ребенка в вертикальное положение стоя на ногах.

5. И. п. лежа животом на большом мяче (валике), ноги на опоре:

после серии легких качательных движений вперед-назад методист фиксирует мяч (валик) в определенном положении— предполагается, что ребенок попытается встать на ноги, отталкиваясь руками от мяча (валика).

6. И. п. стоя на опоре: методист поддерживает ребенка за тулови­ще, слегка приподнимая и опуская его — это вызывает у ребенка реф­лекторное сгибание-разгибание ног («пружинка»).

7. И. п. стоя на эластичной поверхности батута, хват двумя руками за руки методиста или рейку лестницы: выполнение (самостоятельно или с легкой помощью методиста) подпрыгивающих движений на двух ногах.

8. И. п. стоя на коленях, хват руками за рейку лестницы на уровне груди: перехватом рук за более высокие рейки с последующим под­тягиванием (или легким подталкиванием ребенка в область ягодиц) достигается переход в положение стоя.

9. И. п. сидя в полукруглой сфере, хват двумя руками за попереч­ную перекладину: методист покачивает сферу в переднезаднем на­правлении с задержкой в положении наклона вперед, стимулируя этим переход ребенка в положение стоя с поддержкой.

10. И. п. сидя на челночных качелях, ноги на ступеньке-опоре, руки захватывают поручень: равномерным раскачиванием качелей методист содействует попыткам вставания ребенка (или перенесению тяжести тела на ноги).

11. И. п. сидя на ступеньке, методист протягивает в руки ребенку две деревянные палочки (в каждую ладонь по одной); выполняя тягу за палочки, добивается вставания ребенка на прямые ноги.

12. То же упражнение, только тяга выполняется преимущественно за одну палочку или с чередованием натяжения то одной, то другой палочки.

13. То же упражнение, только ребенок захватывает двумя руками тол­стую веревку: регулируя натяжение веревки, можно упражнять ребен­ка во вставании. Более сложный вариант упражнения — с резиновым жгутом (натяжение которого постоянно меняется). 14. И. п. сидя на корточках, хват руками за натянутый поперек зала (комнаты) эластичный жгут: принятие положения стоя с последую­щим приседанием и т. д.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ

1. И. п. — основная стойка, методист удерживает ребенка спереди за руки, на полу лежит лестница с горизонтальными поперечными рей­ками; методист легко тянет ребенка вперед вдоль лестницы, стимули­руя вынос вперед и перенос через рейку маховой ноги.

2. И. п. — основная стойка, методист держит ребенка за туловище сзади двумя руками: подталкиванием ребенка вперед достигается Формирование шаговых движений через лежащие на полу гимнасти­ческие палки.

3. И. п. — основная стойка, захват двумя руками трубки (гимнастичес­кой палки), удерживаемой методистом, к середине которой подвешен на шнуре мяч (примерно на высоте середины голени ребенка): мето­дист ведет ребенка вперед, добиваясь того, чтобы он стал самостоя­тельно футболить мяч левой и правой ногами.

4. И, п. сидя на велостанке. стопы фиксированы на педалях ремня­ми: методист выполняет сначала пассивное педалирование. постепен­но формируя самостоятельные поочередные движения ногами ре­бенка.

5. И. п. — основная стойка, методист сзади поддерживает ребенка руками под мышки, рядом находится большой надувной мяч: методист направляет ребенка на мяч и формирует у него ударно-шаговое дви­жение («футболирование в движении»).

6. Ходьба с опорой руками на параллельные бруски на уровне пояса.

7. Ходьба с опорой руками на натянутые продольно параллельные канаты.

8. Различные варианты ходьбы на «подвесной дороге»:

а) с хватом двумя руками за переднюю подвижную поперечную трубку:

б) с хватом двумя руками соответственно за две передние по­перечные подвижные трубки;

в) с хватом двумя руками за соответствующие боковые продоль­ные подвижные трубки;

г) с подталкиванием впереди себя по канату нанизанных на него предметов (шариков, колец и др.).

9. Ходьба приставными шагами влево и вправо, держась руками за горизонтальные рейки лестницы, поручень, натянутый канат и т, д.

10. Ходьба по эластичной поверхности с поддержкой методиста или с использованием хвата руками за канат (поручень),

11. Ходьба с поддержкой методистом за руки по наклонной плоскос­ти (доске) вверх-вниз. 12. И. п. стоя спиной у опоры (стены, тумбы, дивана), ноги на шири­не плеч: методист располагается перед ребенком и протягивает ему руки, стимулируя выполнение нескольких самостоятельных шагов.

13. Ходьба, держась руками за поручень универсальной тележки и толкая ее перед собой.

14. Ходьба, придерживаясь одной рукой о руку методиста по меткам, линиям, через предметы, по ячейкам специальной корригирующей доски («елочка», «ступание»),

15. Ходьба, перекатывая перед собой двумя руками валик.

16. Ходьба с опорой на шесты, палочки и др.

17. Выполнение элементов вышеперечисленных упражнений в на­правлении спиной вперед,

18. Выполнение ходьбы с поддержкой после предварительного вращения ребенка в специальном кресле или на качелях (каруселях),

19. Ходьба (сначала с поддержкой) по невысоким ступеням вверх-вниз.

20. Ходьба на месте (переступание) на вращающемся барабане, опи­раясь руками о боковые поручни.

21. Лазание по вертикальной лестнице формирует перекрестную координацию рук и ног. 

 

 

КИНЕЗОТЕРАПИЯ ПРИ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯХ

В восстановительном периоде необходимо обучить родителей основным реабилитационным мероприятиям (укладки, занятия на мяче, подготовка к массажу). В последующем укладки и занятия на мяче необходимо сочетать с проведением массажа, гимнастикой и физиопроцедурами.

1. Обучение родителей реабилитационным мероприятиям в стационаре, поликлинике, реабилитационном центре 

Методика

 

Продолжительность

 

Условия проведения, кратность

 

Склеромерный массаж

 

20 мин (по 10 мин на руки и ноги).

 

4—5 раз в день — до реакций отсутствия болезненности. При центральных парезах: от ключицы — плечевая кость, лопатка, гребень подвздошной кости — седалищный бугор, пяточная кость. Давление на кость — сильное. Сочетать с ортопедическими укладками

 

Классический и точечный массажи

 

20 минут.

 

При центральных парезах — расслабляющий (сочетание приемов поглаживания, разми­нания и вибрации). При периферических — тонизи­рующий (стегание, растирание).

 

Зрительная стимуляция

 

3—5 минут.

 

Каждые 40 минут бодрствова­ния включают источник света (фонарик) на 2—3 с со словами «Это свет», затем выключают. Сеанс проводят в темной комна­те, до 10—15 включений. При появлении зрительного сосре­доточения процедура усложня­ется — фонарик перемещают в горизонтальной, затем в вер­тикальной плоскостях, исполь­зуют яркие игрушки.

 

Слуховая стимуляция

 

3—5 минут.

 

Звук создается ударами различ­ных предметов (кубики, ложки). Длительность и кратность уве­личивается аналогично зритель­ной стимуляции.

 

Имитация ползания

 

20—30 минут.

 

4—5 раз в день при помощи другого члена семьи создавать движения конечностей — имитировать ползание. До появления соответствующих навыков.

 

Тепловые процедуры

 

45—60 минут.

 

Теплой шерстью, сложенной в 2—3 слоя, укутывают конечности.

 

 

2. Специальные укладки тела ребенка (для расслабления тонуса мышц)

 

Методика проведения

 

Кратность выполнения

 

Из положения на спине формируют позу «Эмбриона» (руки и ноги согнуты в суставах и приведены к туловищу, подбородок приве­ден к коленям), затем производят покачива­ния в этой позе.

 

1—2 мин с пере­рывами. После релаксации воз­можны занятия ЛФК.

 

Приемы «потряхивания» конечностей. Начи­нают с медленных и легких вибрирующих дви­жений, с постепенным нарастанием амплитуды.

 

8—10 раз на каждую конечность.

 

Разгибание рук при согнутых ногах. Сгиба­ние-разгибание ног при согнутых руках.

 

До 10 раз.

 

Удержание и активные движения головы ре­бенка из горизонтального в вертикальное по­ложение (лежа на животе). При выкладывании ребенка на живот перед глазами не должно быть зрительных препятствий, ограничиваю­щих зрительное восприятие.

 

Время положения ре­бенка на животе долж­но соответствовать времени проведения ребенком в положении на спине.

 

Развитие удержания головы при тракции за руки в положении «эмбриона» с легкими пружинящими обратными движениями.

 

4—5 раз в день после пробуждения ребенка, до 10—15 раз.

 

3. Упражнения на мячах

Тренировка лабиринтных реакций, релаксации мышечных групп плечевого пояса, развития рефлекса Ландау, формирования пояснич­ного лордоза.

Ребенок укладывается на мяч (мяч диаметром 25 см — 1 м). Лицом вниз, руки свисают. Мето­дист подталкивает мяч, руки ребенка касаются пола, методист удерживает ребенка за голени, вырабатывается опора на руки.

 

15—20 раз, до 3 заня­тий в день,

 

Упражнения на разгибания рук в плечевых суставах. Ребенка укладывают на мяч мень­шего диаметра. После покачивания и релак­сации, мяч меняют на мяч большего диаметра, добиваясь разгибания рук в плечевых суставах.

 

15—20 раз, до 3 заня­тий в день.

 

Упражнения на отведение рук назад в плече-лопаточных суставах. Ребенок укладывается на мяч спиной к мячу. Руки отводятся назад и медленно потягиваются.

 

10—15 раз, до 3 заня­тий в день.

 

 

4. Лечебная физкультура с целью профилактики аддукторных контрактур в тазобедренных суставах 

Применение отводящих штанишек-трусиков, широкое пеленание. Лечение положением.

6—8 недель.

В положении на спине — ноги сгибаются в та­зобедренных суставах и приводятся к животу, затем постепенно с мелкими вибрирующими движениями производится отведение бедер.

 

10—15 занятий, до 3 раз в день.

 

Упражнения для укрепления ягодичных мышц. Ребенок в                                      положении на боку. Производится отведение ноги в тазобедренном суставе, при согнутом тазобедренном и коленном суставах.

 

10—15 занятий, до 3 раз в день.

 

Стимуляция рефлекса Ландау. Ребенок укла­дывается животом на край стола, ноги свеши­ваются. Производятся пассивные движения в ногах.

 

10—15 занятий, до 3 раз в день.

5. Применение лечебной физкультуры и массажа в восстановительном периоде

Нозология

Перечень методов физиотерапии, массажа и ЛФК

Курс лечения

Судорожный синдром

 

Массаж и физиопроцедуры проти­вопоказаны.

 

 

 

Вегетативно-висцеральные нарушения

 

УФО общее и по полям.

Гимнастика

Занятия на мяче.

Массаж общеукрепляющий

7—10 раз.

Ежедневно.

Ежедневно.

Курсами по 15— 20 сеансов.

Двигательные нарушения

 

Центральные парезы — парафиновые или озокеритовые аппликации.                                                                            Шерстяное укутывание.                                                  Электрофорез с эуфилином, нико­тиновой кислотой (при отсутствии судорожного синдрома).                                    Импульсные токи. Амплипульс.  

Склеромерный, классический (расслабляющий или избиратель­ный) и точечный массажи в сочета­нии с ортопедическими укладками.                                        Гимнастика, занятия на мяче.

Периферические парезы — элект­рофорез с прозерином, дибазолом продольно, или на руки, ноги

Электростимуляция (токи Дарсон-валь, импульсные токи). Магнитотерапия поочередно.

Массаж (тонизирующий, избира­тельный). Гимнастика. Занятия на мяче. Гидропроцедуры.

 

 

7—10 раз.

20 дней.

 

7—10 раз.

7—10 раз.

 

 15-20 дней.

 

Ежедневно

 

7—10 раз.

 

7—10 раз.

 

15—20 дней.

Ежедневно

Задержка психомоторного и речевого раз­вития

Гимнастика, занятия на мяче. Занятия по развитию речи. Зрительная и слуховая стимуляция. Гидропроцедуры.

 

Ежедневно.

 

 

КІНЕЗОТЕРАПІЯ НА ФІЗІОТЕРАПЕВТИЧНОМУ М’ЯЧІ

 

Формування  контролю  за  положенням  голови  і  розвитку  опорної  функції  рук.

1.  Дитина  утримується  на  руках  методиста  з  опорою  руками  на  м’яч.  Виконуються  погойдуючо-амортизаційні  рухи  уверх-вниз.

2.  Дитина  утримується  на  руках  методиста.  Швидке  наближення  дитини  до  м’яча  визиває  захисне  випрямлення  рук.

3.  Дитина  лежить  животом  на  м’ячі,  опора  на  долоні  випрямлених  рук.  Погойдування  дитини  вперед-назад  і  в  сторони.

4.Дитина  лежить  животом  на  м’ячі,  методист  утримує  її  за  гомілки.     Штовхальні  рухи  визивають  у  дитини  рефлекс  опори.

5.  Дитина  лежить  животом  на  м’ячі,  методист  утримує  її  за  гомілки,  опора  на  долоні  випрямлених  рук.  Виконується  погойдування  її  в  різні  сторони  для  переносу  навантаження  на  одну  і  другу  руку.

6.  Дитина  лежить  животом  на  м’ячі.  Методист  припіднімає  її  за  таз,  визиваючи  опору  руками  на  м’яч.

7.  Впр.6,  але  з  погойдуванням  в  положенні  ручної  опори у різних напрямках.

 Вправа  при  згинально-привідних установках верхніх  кінцівок.

8.  Дитина  лежить  спиною  на  м’ячі,  руки  вверх-у сторони,  методист  утримує  її  за  гомілки.  Виконується  погойдування-потряхування  в  цьому  положенні.

Формування  вміння  повзати.

9.  Дитина  лежить  животом  на  м’ячі.  Виконуються крокові  рухи  руками  вперед-назад.

10.       Впр.9,  на  ступеньку  і  назад.

11. В. п. стоячи на четвереньках на великій кулі (надувному м'ячі): - методист утримує дитину за щиколотки і виконує різні погойдування на м'ячі (назад, уліво - вправо, вниз і в сполученнях).

Формування  вміння  самостійно  сідати.

12.       Дитина  лежить  спиною  на  м’ячі.  Методист  фіксує  її  стегна,  стимулює  перехід  в  сидяче  положення  через  поворот  тулуба  і  опору  на  передпліччя.

13.       Впр.11,  покачування  вперед-назад  до  сидіння.

14.       Впр.11,  погойдування  в  різні  сторони.

15.       Дитина  лежить  животом  на  м’ячі,  методист  утримує  її  за  поперек.  Дитина  збирає  іграшки  з  підлоги  і  складає  їх  у  підвішений  мішочок.

Формування  вміння  вставати  на  ноги.

16.       Дитина  лежить  животом  на  м’ячі,  ноги  на  опорі.  Після  погойдуючих  рухів  вперед-назад  м’яч  фіксується  в  різних  положеннях.  Дитина  повинна  встати  на  ноги,  відштовхуючись руками  від  м’яча.